Стоит ли вкладывать средства в ценные бумаги Аэрофлота

Что это за компания, каково ее финансовое состояние. Информация об акциях Аэрофлота, перспективы инвестиций.

ОАО «Аэрофлот» — один из самых крупных авиаперевозчиков России. По сути, это транспортная компания национального масштаба, которая пользуется заслуженной популярностью и в мире. На ее балансе более сотни крупных авиалайнеров, основную долю из которых составляют самолеты В767, А330 и А320.

Особенности

На сегодняшний день компания аэрофлот совершает почти половину всех пассажирских авиаперевозок страны (больше 40%) и 20% грузовых. Головной офис компании базируется в столице РФ, на Арбате. Основной аэропорт авиаперевозчика – «Шереметьево». Начиная с 1989 года, одна из крупнейших на то время компаний заняла свое место в ИАТА.

компания Аэрофлот

В структуре ОАО «Аэрофлот» шесть организаций, расположенных в различных регионах России. Их сеть отхватывает более 200 населенных пунктов по всей планете. В начала 2014 года в компании насчитывалось около 150 самолетов, парк которых постоянно обновляется и совершенствуется. Авиа перевозчик является одним из наиболее молодых и перспективных в мире, поэтому акции аэрофлота всегда в цене и их стоимость держится на высоком уровне.

Путь развития

В начала девяностых годов прошлого века в компании была проведена мощная реструктуризация, в результате которой некоторые авиаотряды стали абсолютно независимы. Крупнейшая компания буквально «рассыпалась» на множество небольших структур, каждая из которых из себя ничего не представляла и имела в наличии только 2-3 самолета.

С начала 1992 года ситуацию удалось исправить, организовав Аэрофлот нового образца. Именно с этого момента началась новая история компании. Небольшие авиа перевозчики покрывали потребности внутри страны, а более крупные осуществляли перелеты за рубеж.

С начала 2000 года было решено добиться целостности структуры, для чего были приглашены специалисты из Великобритании. В течение нескольких лет была модернизирована и заменена устаревшая техника, построена новая система руководства, появились «зачатки» стабильности и роста.

Год за годом компания «поглощала» более мелкие структуры, такие, как «Дальавиа», «Аэрофлот-Норд» и прочие. В 2009 году с приходом нового человека на должность главы генерального директора удалось оптимизировать процесс управления компанией и убрать вышедшие из строя самолеты.

Акционерное общество

Новая компания ОАО «Аэрофлот» стала правоприемником прошлой структуры со всеми вытекающими последствиями. С начала 1994 года началась активная работа по приватизации собственности. При этом покупателем более половины акций стало государство. Около 10% акций Аэрофлота можно купить на Московской бирже. Сегодня их стоимость составляет 37.25 рублей за одну ценную бумагу.

развитие компании


Уставной капитал компании – более миллиарда рублей. В его основе столько же акций, имеющих номинал в один рубль. Важно отметить, что привилегированные акции в компании не выпускались по целому ряду причин. Компания постоянно развивается и укрепляет свои позиции в мире. На сегодня капитализация Аэрофлота составляет более пятидесяти миллиардов рублей.

Ценные бумаги

Ценные бумаги начали выпускаться с 1995 года. Номинальная стоимость каждой акции – всего один рубль. Полный объем выпущенных бумаг составляет 1 100 000 000 штук. Часть ценных бумаг находится в продаже на ММВБ (об этом мы уже упоминали). Уровень ликвидности бумаг – средний.

Компания ОАО «Аэрофлот» также производит выпуск корпоративных облигаций. За время существования структуры было организовано четыре крупных эмиссии. Уже сегодня в обращении пятый выпуск долговых бумаг. При этом в обороте есть различные бумаги – на предъявителя, документарные и купонные. Общий объем облигаций – более пяти миллиардов, стоимость каждой из них – тысяча рублей. Платежи производятся дважды в год с процентной ставкой 8.3% в год.

Но и это еще не все. Руководство компании активно работает в отношении выпуска глобальных депозитарных расписок (сокращенно – GDR). На сегодня они размещены в валюте других государств и предназначены в большей степени для инвестиций. Стать владельцем таких ценных бумаг можно на фондовом рынке во Франкфурте или на ряде внебиржевых площадок. Одна депозитарная расписка может быть конвертирована в пять простых акций компании.

ценные бумаги компании

В качестве банка-депозитария выступает хорошо известная в мире структура DBCA (Deutsche Bank Trust Company Americas). На сегодня в депозитарные расписки было конвертировано больше десятка миллионов акций, что в общей мере соответствует почти одному проценту всего уставного капитала.

Из ценных бумаг нельзя не отметить американские депозитарные расписки (ADR). Такая программа стала работать только в начале 2015 года. Основная задача – привлечение инвесторов из-за рубежа. В свою очередь банк, исполняющий роль депозитария, не изменился. В одну американскую депозитарную расписку, как и в случае с глобальной ценной бумагой, конвертируется пять простых акций компании.

Что в будущем?

На фоне санкций и снижения инвестиций в страну ОАО «Аэрофлот» приходится нести серьезные убытки. Из-за этого стоимость акций снизилась почти на 20-22%. Следовательно, инвестиции могут оправдаться только в средне- или долгосрочной перспективе. Но здесь, конечно, многое зависит от имиджевых и экономических потерь страны в результате обострения ситуации.


За 2014 год компании удалось увеличить свой доход почти на 20%, но на фоне больших трат она почти незаметна. Аналогично складывалась ситуация в 2013 году. Даже при росте объемов авиаперевозок компании не всегда удается сгладить «острые углы» организационных проблем.

Вывод

На данный момент инвестиции в ценные бумаги компании весьма противоречивы. С одной стороны можно воспользоваться их доступностью и более низкой ценой, а с другой – нет никакой гарантии, что они достигли дна, а ситуация не ухудшится еще больше.

Размещено: 10.05.2015