Пошаговый порядок регистрации контрольно-кассовой машины для ИП. Какие потребуются документы, зачем идти в налоговую и что такое фискализация.
Индивидуальные предприниматели (ИП) – это категория людей, которые занимаются коммерческой деятельностью с целью получения прибыли без образования юридического лица. Очень большое число граждан России имеют статус «Индивидуальный предприниматель». Как и любой бизнес, этот вид деятельности требует подчинения государственному, налоговому законодательству и чёткого их исполнения. Одним из требований для осуществления деятельности, является регистрация кассового аппарата.
ККМ: использовать или нет?
Контрольно-кассовая машина (ККМ), прежде всего, необходима налоговым органам для контроля оборота наличных денежных средств. В зависимости от области применения, существуют машины:
- для торговой деятельности;
- для деятельности в сфере услуг;
- для продажи нефтепродуктов;
- для гостиничного и ресторанного бизнеса.
По конструкции различают следующие виды машин:
- автономные;
- пассивные системные;
- активные системные;
- фискальные регистраторы.
Какой кассовый аппарат выбрать зависит от требований предпринимателя и уровня автоматизации торговой точки. Начинающие бизнесмены чаще используют автономные ККМ. Надо заметит, что этот вид оборудования самый не дорогой.
Согласно законодательству, такое оборудование в своей деятельности обязаны применять все предприниматели, которые реализуют товары и услуги за наличный денежный расчёт, в том числе при оплате платёжными банковскими картами. ККМ вправе не применяться, если:
- вместо чека, при реализации товара или услуги, выдаётся бланк строгой отчётности;
- уплачивается ЕНВД (Единый налог на вменённый доход);
- имеется патентная система налогообложения;
- деятельность попадает под особые виды, прописанные в законе.
Регистрируем контрольно-кассовую технику
Если предпринимателю для осуществления своей деятельности кассовый аппарат всё же необходим, то нужно его приобрести и, главное, зарегистрировать в налоговом органе.
Регистрация производится в инспекции, в которой зарегистрирован сам индивидуальный предприниматель. Если деятельность подразумевает использование ККТ, а он её не использует, то не избежать штрафа. Надо сказать, что любое невыполнение или выполнение с отклонением от регламентированных сроков налогового законодательства, всегда влечёт за собой штраф и административную ответственность. Кассовый аппарат, предоставляемый на регистрацию, должен иметь все необходимые документы и быть в рабочем состоянии.
На самом деле, регистрация не представляет никаких сложностей. Для этого необходимо личное присутствие бизнесмена в налоговой инспекции с пакетом документов. Сложности могут возникнуть на этапе приобретения оборудования и подготовки этих документов.
Выбор и покупка ККТ
Важно знать, что предприниматели использовать в своей деятельности могут лишь те машины, которые занесены в Государственный реестр. ККТ должен быть оснащён ЭКЛЗ (защищённая электронная контрольная лента). Перечень Государственного реестра можно получить в самой инспекции или на просторах законодательных сайтов в интернете.
Приобретать кассовый аппарат лучше всего в специализированных центрах технического обслуживания кассового оборудования. В дальнейшем, с ним же можно будет заключить договор на обслуживание оборудования. При продаже оборудования специалисты такого центра произведут установку фискальной памяти, выдадут пломбу, оформят договор технического обслуживания, запустят ККТ в эксплуатацию и заполнят техническую документацию.
Готовим пакет документов
Для постановки на учёт кассового оборудования необходимо предоставить:
- заполненное по образцу заявление установленной формы;
- копии и оригиналы регистрационных документов на ИП;
- копии и оригиналы договоров с центром технического обслуживания аппарата;
- копии и оригиналы документов на ККМ.
Из регистрационных документов предприниматель обязательно должен предоставить:
- индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
- Основной государственный регистрационный номер в качестве ИП;
- договор аренды или свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение, где будет осуществляться коммерческая деятельность.
При оформлении документов с центром технического обслуживания, предприниматель получает на руки, а потом копии и оригиналы предоставляет в налоговую инспекцию следующих документов:
- договор на обслуживание;
- договор на запуск в работу;
- журнал по установленной форме вызова механика центра.
Комплект документов на ККТ содержит в себе:
- технический паспорт на кассовый аппарат;
- паспорт на ЭКЛЗ;
- инструкцию по эксплуатации кассового аппарата;
- паспорт версии оборудования;
- голограмма сервисного обслуживания;
- пломбы или пломбирующие наклейки.
Идём в налоговую инспекцию
Перед встречей с инспекторами надо уточнить время приёма и порядок регистрации ККМ. Если регистрация проходит не в порядке живой очереди, то произвести предварительную запись по телефону. В назначенное время необходимо явиться в отдел регистрации ККМ, не забыв обязательно прихватить с собой выше перечисленные документы, сам кассовый аппарат и:
- документ, удостоверяющий личность заявителя (обычно это паспорт гражданина РФ);
- печать (если она имеется у ИП).
Фискализация и получение карточки ККМ
Фискализация – это процедура, которую надо пройти предпринимателю, для легализации работы его ККМ. Это действие осуществляется по месту регистрации кассового аппарата. Инспектор налогового органа тщательно должен проверить всю документацию, произвести осмотр аппарата и ввести код активации фискальной памяти ККМ.
Процедура сопровождается:
- подписанием акта об обнулении счётчиков ККМ;
- печатью пробного чека;
- отметкой в журнале учёта ККМ о присвоении идентификационного номера.
После проведения всех мероприятий, инспектор должен оформить и выдать карточку ККМ. Согласно законодательству, эта процедура должна занимать пять дней с даты приёма полного пакета документов и проведения фискализации. На практике часто получаются другие сроки. На этом кассовый аппарат зарегистрирован.
Будьте дисциплинированными!
Предприниматель не должен давать повода налоговым инспекторам наложить административное взыскание или штраф. Для этого надо соблюдать кассовый режим. Вот несколько правил:
- не надо превышать максимальную сумму при расчёте наличными деньгами с покупателями в рамках одной продажи;
- не надо превышать лимит остатка кассы и сверхлимитную выручку обязательно сдавать в банк;
- следить за выдачей кассового чека;
- вести книгу учёта операций с кассой и своевременно сдавать отчётность.
Любую дополнительную информацию по процедуре регистрации кассового аппарата можно получить на официальном сайте налоговой службы РФ.