Как развивалась компания, ее структура. Сколько сейчас стоят ее ценные бумаги, стоит ли вкладывать в них деньги.
Компания ОАО «Соллерс» является одной из самых крупных в отрасли автомобильного строения. Предприятие оказывает широчайший спектр услуг, начиная от разработки продукции, заканчивая ее продажей и дальнейшим сервисным обслуживанием. Сегодня на площадках гиганта производятся автомобили таких марок, как «Fiat», УАЗ, «Sang Yang», грузовая техника «Isuzu» и так далее. Головной офис структуры находится в столице РФ.
История
Днем рождения компании «Sollers» является 2002 год. С тех пор удалось сделать из небольшой структуры настоящего гиганта. За 13 лет на автомобильном рынке предприятие добилось больших успехов. Что и говорить, за столь малый период удалось запустить около двадцати совершенно новых продуктов. При этом компания не перестает развиваться, постоянно сближаясь с крупнейшими автомобилестроительными компаниями в мире. На площадках «Sollers» выпускается около 80 тысяч автомобилей в год.
Особенности структуры
«Sollers» отличается мощнейшей структурой, в состав которой входят такие гиганты, как «Ульянский автомобильный завод», заводы в Набережных Челнах, Елабуге и на Дальнем Востоке. Кроме этого, компании принадлежит 75% акций Заволжского моторного завода. На перечисленных выше предприятиях выпускаются такие всемирно известные марки, как Мазда, Тойота, Исузу, Форд и прочие.
Первоначально в структуру компании входило только два завода – Ульяновский и Заволжский. На них производились недорогие внедорожники, легковые автомобили, микроавтобусы и прочая техника. С начала 2005 удалось получить лицензию на сборку зарубежных моделей.
В этом же году было запущено производство одного из самых популярных авто в России – УАЗ Патриот. К слову, подобный переход от иностранной к отечественной технике опробован многими компаниями и показал свою эффективность. При этом выпуск – это не единственная задача. Одна из главных целей – построить качественные площадки для дальнейшего обслуживания техники в регионах страны.
Что касается акционерного капитала, то до начала 2007 года компания работала под руководством Алексея Мордашова. Ее основное название – «Северсталь-Авто». Затем бизнесмен продал акции соллерс (у него было 49,3%) другому акционеру – Швецову Вадиму. На тот момент у Швецова уже было 8% бумаг. В прошлом (2014 году) контрольный пакет был выведен из Кипра в одну из российских компаний (специально создавалась для этих целей).
Ценные бумаги
В последние несколько лет акции соллерс выпускаются в бездокументарной и именной форме. Ценные бумаги являются простыми (не привилегированными). Номинальная цена одной акции – 12,5 рублей. Текущий курс составляет 400 рублей за акцию. Купить бумаги можно на Московской бирже. Котировальный лист, по которому продается бумага – SVAV. Особенность активов – низкий уровень ликвидности, но весьма достойные дивиденды. При этом нельзя не отметить, что курс акций за последний год немного снизился. Еще в феврале прошлого года цена превышала отметку в 800 рублей за акцию. Сегодня же курс заметно снизился. Единственное, что обнадеживает больше всего – это своевременно выплачиваемые дивиденды.
Прогнозы
В 2015 году ситуация на автомобильном рынке сложилась далеко не радужная. Продажи транспорта упали почти на 20%. Только за девять месяцев прошлого года объем совершенных сделок снизился на 23%. За отчетный период было продано всего 48 тысяч автомобилей. С другой стороны финансовые показатели компании в норме, в последнее время курс держится на одном уровне, дивиденды выплачиваются стабильно. По мнению экспертов, стоимость акций в ближайшее время не будет больше снижаться.
В 2013 году компании удалось заработать около 60 миллиардов рублей. Из них чистой прибыли – почти 3.6 миллиарда. При этом акционеры получили дивиденды равные 52, 52 рубля за акцию. В октябре 2014 года капитализация структуры достигла уровня 14.1 миллиарда рублей.
Особое внимание уделяется программе утилизации автомобилей. Сейчас курс взят на участие в ней всех желающих, как физических лиц, так и официально зарегистрированных юридических лиц. В последние годы программа показала себя с лучшей стороны. В связи с этим есть надежда, что курс акций все-таки пойдет вверх.
Вывод
На данный момент инвестиции в отрасли автомобилестроения в принципе выглядят рискованно. Зарубежные компании уходят из рынка, наблюдается серьезный отток инвестиций, снижаются объемы продаж. Все это может оказать существенно давление на курс и привести к убыткам. Следовательно, покупать акции компании допустимо, но только в качестве вспомогательного инструмента.