Warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'birdtips_header_style' not found or invalid function name in /var/www/u0978266/data/www/eurobanko.ru/wp-includes/plugin.php on line 524

С чего нужно начинать планирование своего бизнеса

Нюансы составления бизнес плана. Когда и как его лучше оформить. Что нужно включать, а что лучше не упоминать в бизнес плане.

О том, для чего нужен бизнес план, можно не говорить. С этим уже сталкивался каждый, кто планировал заниматься бизнесом. Корректно составленный бизнес план помогает не только грамотно пройти все трудности организации своего дела, но и способствует привлечению внимания инвестора. Точно прописанные цели бизнес плана ярко показывают владельцу денежных средств, каким методом будут достигаться прибыли нового предприятия. Скачать готовый бизнес план можно и в сети интернет. Тем не менее, это убивает то, для чего нужен бизнес план. Начинающий бизнесмен должен перейти от абстрактных идей к жесткому планированию реализации задумок. Написание бизнес плана должно делаться именно тем человеком, который далее планирует отдавать всю энергию своему делу. Ведь так он получает не только дополнительную мотивацию, но и видит этапы своих действий.

бизнес план

Как правильно составить бизнес план, рассказывают многие статьи на сайтах, посвященных экономической тематике. Составление бизнес плана должно преследовать амбициозные цели, но не следует переоценивать свои реальные возможности. Остается всегда много тонкостей и деталей, как написать бизнес план с конкретными расчетами, но они сразу преодолеваются по мере процесса составления.

Распространенные ошибки

Если цифры взяты с потолка, а собственные достоинства слишком подробно описываются, то это может отпугнуть инвесторов. Нет ничего лучше для понимания своих собственных целей, как написать бизнес план. Структура бизнес плана не должна быть шаблонной, её нужно разрабатывать самому. Такой подход позволяет избежать копирования, что часто видно в работах выпускников современных высших учебных заведений. Собственная структура бизнес плана помогает более глубоко взглянуть бизнесмену на свой проект, подвергнуть его корректировке.

Бизнес планирование не терпит перенасыщение лишней информацией. Часто молодые предприниматели забивают свой план данными, которые абсолютно не нужны. Случается и так, что бизнес планирование содержит на 50% достижения его авторов. Иногда данные исследования рынка так сильно забивают все каналы информации, что теряется суть самого бизнеса. Более того, бизнес планирование из-за содержания большого количества воды может потерять очень ценные пункты, например, связанные с закупкой лицензий.

структура бизнес плана

Бизнес планирование без четких целей вообще не имеет какого-либо смысла. Ведь предприниматель должен представлять, какие есть реальные пути достижения поставленных задач, какой сегмент рынка следует для этого использовать. Например, если наметить большой объем продаж в первый же год своего бизнеса, но не иметь при этом конкретных инструментов для реализации, то результата не достигнуть. Когда отсутствует рынок сбыта или нет продающего персонала, то товар так и останется лежать на складе. Бизнес планирование, нацеленное на аудиторию вроде студентов, может не окупиться, потому что такая категория населения не всегда имеет достаточное количество наличных в кармане. По ходу реализации бизнес план вообще может претерпеть изменения, так как на бумаге существует одна реальность, а в настоящем мире – другая.

Нет ничего глупее, как составить бизнес план с раздутыми финансовыми показателями. Даже если хочется произвести сильное впечатление на себя и на потенциальных инвесторов, то прибыли в 800% требуют более чем внятного подтверждения. Перед тем, как составить бизнес план, нужно запомнить, что он должен максимально приближаться к реальности. Конечно, амбиции должны быть большими, но не выходящими за рамки здравомыслия. Реальные цифры складывают отличную схему формирования прибыли. Даже если показателей всего два, а все руководства о том, как составить бизнес план, указывают не менее трех, то выбор стоит делать в пользу настоящего и практичного решения. Здесь нет места оптимизму, хорошо будет, если начать писать пункты бизнес плана, основываясь на самых пессимистичных прогнозах.

Вопросы для плана

Никто не может создать свой бизнес с нуля и обезопасить его навсегда от всех превратностей рынка. Составляется бизнес план с малого: путем ответа на основные вопросы, которые играют решающую роль в любом деле. Искать ответы очень утомительно, чего требует большой умственной нагрузки. Начать думать о бизнесе с нуля нужно до того, как будут закуплены материалы для работы, оборудование или товары. Заниматься расчетами непосредственно в течение деятельности будет некогда. Предприятия малого бизнеса и так балансируют на грани закрытия, а тут ещё и свой руководитель не может определиться, с чего ему начать и куда дальше двигаться. Чего требует нормальный бизнес план, так это постоянный ответ на главные вопросы ведения и малого бизнеса с нуля, и среднего предприятия. Со временем дело растет, и уже прежних ответов недостаточно, составляется новый план, чего можно ожидать в ответ на вызовы рынка. Вот от чего следует начать отталкиваться при открытии бизнеса с нуля:


  • Ценность предложения. Если нет объяснения, почему предприниматель может продать свой товар людям, то ценность для клиентов является сомнительной, чего быть не должно;
  • Спрос на товар. Нельзя создать спрос там, где его нет. Это уже область фантастики, чего не может быть в реальном мире. Например, бюстгальтеры для мужчин не нужны вовсе, как для малого, так и взрослого поколения;
  • Отличие продукта от предложений конкурентов. Крупные компании убеждают своих клиентов в том, что им нужны именно их товары. Потребители начинают воспринимать бренд, как свой собственный. Это не просто результат маркетинговых операций с нуля, это планомерная работа, позиционирование продукции как единственной в мире. Вот от чего нужно начать двигаться  владельцам малого бизнеса;
  • Масштабирование бизнеса. Сравнение малого предприятия и огромного холдинга заключается в масштабе. Очень хорошо, когда с нуля до роста в среднюю компанию себестоимость продукции с каждым разом становится всё меньше. Ярким примером является программное обеспечение, стоило только начать его разработку и довести до финального конца, как выпуск копий по затратам не сравним даже с предприятиями малого бизнеса: информация просто записывается на диск. Масштаб – это то, с чего следует начать рассуждать. Ведь, если нет возможности расти, то бизнесмен до конца жизни будет заниматься пустыми мелочами;
  • Преданность делу. Когда составляется бизнес план, следует понимать, что в личном деле может случиться всякое, чего не произойдёт в семейной жизни. Работать придется катастрофическое количество времени, чего понять не смогут ни близкие, ни друзья. Если есть желание из малого бизнеса вырастить большой, то придется пожертвовать для начала многим;
  • Стержень бизнеса. Кто-то решил начать с поисковых алгоритмов, кто-то подумал начать с изумительных интерьеров, некоторые развивают с нуля новые технологии. С чего следует начать в этом вопросе, так это найти свой конек. Важно знать, что получается хорошо, а чего лучше вообще не касаться. Ни один бизнесмен погорел на том, что поспешил начать с дела, которое ему не под силу;
  • Слабые места. Важно избегать слабости в виде некомпетентности в некоторых областях. Интернет магазины заказывают разработку своих сайтов сторонним программистам, заново велосипед не изобретают, а покупают новый. Ведь начать разработку собственных технологий с нуля при наличии современных дешевых аналогов – это дело очень затратное и неоправданное;
  • Платежеспособность клиентов. Клиенты платят вдвое больше за раскрученные марки. Бизнес план должен определить верхнюю границу цены, которую готов отдать потребитель за конкретный товар. Крупные компании платят огромные деньги за исследования рынков;
  • Влияние покупателей. Бизнес план должен включать подробное описание клиентов. Если база потребителей будет небольшая, то они могут легко продавить цены ниже того уровня, когда предприятию малого бизнеса работать уже нет никакого смысла;
  • Влияние поставщиков. Бизнес план обязан иметь несколько поставщиков для своего дела. При наличии только одного поставщика придется регулярно переплачивать за сырье, ведь монополист ни за что не снизит цены. Голодные поставщики, готовые работать за какую угодно цену не всегда предоставляют товары надлежащего качества;
  • Процесс продаж. Некоторые продают свою продукцию напрямую, другие предпочитают дистрибьюторов. Какой бы метод продаж не был выбран, бизнес план должен направлять его по общей стратегии дела;
  • Продвижение товара. Процесс раскрутки товара может вовлечь бизнес в больше убытки, бизнес план обязан учитывать приемлемые расходы;
  • Влияние новых игроков. Если есть способ заработать в своем деле, то на этом поприще появится много конкурентов. Даже когда конкурент не прямой, а просто появляется новая технология или метод, прибыль может сильно сократиться, а потом и вовсе исчезнуть. Бизнес план должен по возможности включать оформление патента;
  • Защита интеллектуальной собственности. Когда появляется новый оригинальный продукт на рынке, его могут за короткое время скопировать. Перед тем, как выносить собственные оригинальные разработки на суд общественности, бизнес план обязан иметь пункты о регистрации права;
  • Размер начальных вложений. Какой бизнес план обходится без средств? Большинство специалистов утверждает, что недостаток капитала всегда является причиной краха малого бизнеса. Так что в бизнес план следует включить подробные расчеты, если нет в них конкретики, то можно смело увеличивать в два раза;
  • Финансирование бизнеса. Есть много способов получить деньги, которые могут быть занесены в бизнес план. Предприниматели берут деньги у своих родственников, занимают деньги у сторонних инвесторов, берут кредиты в банках. Это очень важно, так что бизнес план следует обогатить такой информацией;
  • Деньги на первое время. Бизнес план обязан содержать данные о том, когда будет преодолен трудный период, и наступят хорошие доходные дни. Многие не успевают дожить до этого светлого времени, так что безуспешно закрываются. Следует тратить минимальное количество средств, пока не пришли большие доходы;
  • Прогноз. Бизнес план – это фактический инструмент предсказания экономического будущего, по этой причине должны быть конкретные цифры, чтобы бизнесмен смог к ним прийти. Здесь важно акцентировать срок операционной окупаемости, когда бизнес начинает приносить прибыль и период инвестиционной окупаемости, когда вложенные средства вернутся. Финансовые показатели, которые имеет бизнес план, должны опираться только на реальность;
  • Поощрение работников. Зарплата не является основным мотивирующим фактором для наемного работника, так что в бизнес план надо записать и более прогрессивные инструменты  управления персоналом;
  • Конечная цель. Это то, с чего нужно начать свой бизнес план, и следовать этому. Каждая цель требует своей четкой стратегии. Для малого бизнеса задачей может быть простая продажа дела.

аспекты бизнес плана

Финансовая модель

Давно прошли те времена, когда просто составленный бизнес план был достаточным поводом для выдачи денежных средств. Любой бизнес план должен содержать детальную информацию о средствах, которые тратятся на ежедневное поддержание дела, его развитие и получение прибыли. Многих предпринимателей даже простая таблица Excel ставит в затруднительное положение. Тем не менее, банки ожидают от предпринимателя отчет в трех формах: баланс, прибыль и убытки, движение денежных средств. Если бизнес план не имеет таких форм, то его нужно переделывать.


Такие прогнозы лучше всего делать на полный период окупаемости. Таблицы бизнес план доложен содержать с разбивкой по периодам, например, по кварталам. Лучше всего инвесторы и банкиры доверяют уже заключенным договорам с покупателями и поставщиками. Когда товар неликвидный, договоров подобного уровня нет, то прогноз на выручку будет вряд ли оптимистичным, и бизнес план никого не заинтересует. Производств только одного типа можно встретить мало, так что стоит подробно описывать каждый вид продукции. Бизнес план должен включать затраты на производство и прибыль от реализации продукта. Цены на сырье и товары всегда разные, так что стоит их подробно описать.

Бизнес план чаще всего пишется про базовое развитие бизнеса, дальнейшее пессимистичное и оптимистичное будущее. То же дело касается того, как составить бизнес план с рисками, если они есть, то нужно описать инструменты для их устранения или методы борьбы с нежелательными факторами. Особое внимание уделяется правдивости информации, так что бизнес план должен описывать движения по счетам. Банкиры всегда поймут, сколько денег пришло от покупателей, сколько ушло поставщикам. Так что принять положительное решение по открытию нового бизнеса с нуля им помогут конкретные цифры.

финансовая модель бизнес плана

Налоговое законодательство не должно обходить оформление бизнес плана стороной. Только, когда бизнесмен точно знает, сколько ему требуется заплатить в конкретном месяце, он владеет полной информацией об издержках бизнеса.

Размещено: 01.04.2014