Как начать и развивать свою деятельность в сфере строительства

Этапы становления строительного бизнеса. Реализация проекта, подсчет затрат и трудности данной сферы. Реклама и нужный персонал.

Строительный бизнес после кризисных явлений пережил «смену игроков», поэтому на сегодня его можно назвать незаполненным. При этом данная сфера очень емкая и разнообразная, каждая отрасль развивается по-разному. Большой бизнес в строительстве отвечает за возведение капитальных сооружений, целых микрорайонов, торговых и развлекательных центров, зданий для фабрик, заводов и других производств.

Малому бизнесу принадлежит постройка частных домов, дач, коттеджей, проведений ремонтных работ, реконструкций, продажа и изготовление стройматериалов. Перед тем как открыть собственное дело, нужно определиться со сферой будущей деятельности.

свой бизнес

Строительный бизнес состоит из промышленного, дорожного и гражданского производства. Каждый из них основан на предоставлении следующих услуг:

  1. Строительство под ключ (произведение объекта с нуля – дома, дачи, коттеджи, склады, гаражи, торговые помещения).
  2. Проведение ремонтных работ.
  3. Монтаж, демонтаж объектов.
  4. Дополнительные услуги:
    • сдача в аренду имеющихся технологий;
    • обучение сотрудников других строительных компаний;
    • создание проектов;
    • подготовка места для застройки;
    • проведение изыскательных и геодезических работ;
    • продажа стройматериалов.

Особенности реализации проекта

Успех будущей деятельности зависит от выбора спектра услуг. Специалисты рекомендуют уже  на старте, даже при небольших капиталовложениях открыть предприятие полного цикла. Начать бизнес можно с небольшим оборотом, но важно предоставить клиенту, который обратился в фирму, как можно больше услуг начиная от построения проекта и заканчивая возведением объекта.

Как показывает практика, потенциальный заказчик предпочитает сотрудничать с теми фирмами, которые предоставляют широкий спектр услуг. Возможно, многие из них так и не станут востребованными, но клиент будет уверен, что выбранная компания выполнит все его требования.

Организация бизнеса

С чего начать организацию будущего бизнеса? Перед вами два пути – купить готовую фирму или же открыть строительную компанию самостоятельно.

Для покупки готового бизнеса необходимо подписать договор купли-продажи. За таким несложным шагом кроется много подводных камней. Если вы приобретаете фирму у юридического лица (форма регистрации – ООО), убедитесь, что все учредители согласны на заключение сделки. Покупателем может выступать подставной человек, который после подписания документов исчезнет, а реальные основатели предъявят вам претензии.

Все процедуры с оформлением документов часто входят в стоимость покупки строительной компании, что зарегистрирована как ИП или ООО. Ее стоимость зависит от особенностей региона, охвата деятельности, спектра услуг, оборудования, штата сотрудников и клиентской базы.

Покупая юридическую строительную компанию (ООО), внимательно отнеситесь к оформлению документов. После подписания сделки вам должны предоставить полный пакет документов:

  • Устав компании.
  • Подтверждение государственной регистрации ООО.
  • Свидетельство о постановке учреждения в налоговой инспекции.
  • Печать строительной компании.
  • Решение учредителей о создании ООО.
  • Данные из  комитета статистики – код из Госкомстата, ОКВЭД.

Если же вы решили открыть предприятие с нуля, процесс организации будет более длительным и трудоемким. Для тех, кто не знает, с чего начать оформление документов, предлагаем рассмотреть ключевые моменты.

реализация задумки

На стартовом этапе необходимо зарегистрироваться в органах налоговой инспекции, затем выбрать правовую организационную форму (ИП или ООО). Такой выбор зависит от масштабности проекта. Для малого бизнеса лучше регистрировать ИП. При организации крупного бизнеса или привлечении партнеров рекомендуется выбрать ООО.


После этого купите печати и фирменные бланки, зарегистрировав их в нотариальной конторе. Следующий этап – оплата госпошлины, открытие счета в банке.

Обязательным шагом является вступление в саморегулирующую организацию (согласно действующему законодательству каждая строительная фирма должна быть участником такого объединения). Без этого действия разрешается только выполнение отделочных работ или косметический ремонт.

Подбор персонала и маркетинговая составляющая

Открыть прибыльный и рентабельный строительный бизнес невозможно без квалифицированных кадров. В нашей стране сложился стереотип «не совсем» профессионального мастера, который ничего не добился в жизни, так как ничего делать не умеет, поэтому и пошел в строители. Задача вашей фирмы – опровергнуть такое мнение. На сегодня найти действительно хорошего специалиста, который добросовестно выполняет поставленный спектр задач очень сложно. Чем качественней будет выполнена работа, тем авторитетней будет строительный бизнес. Именно поэтому проводите собеседования, присматривайтесь к своим работникам, поощряя их труд. Из персонала нужно нанять:

  1. руководителя;
  2. мастера;
  3. прораба;
  4. бригаду рабочих.

Маркетинг – важная задача для строительного бизнеса. Если вы не знаете, чего начать рекламную кампанию, попытайтесь определить своего потенциального клиента. Проведите мониторинг рынка, изучите конкуренцию и спрос. На основе исследований переходите к стратегическому планированию развития строительной компании. От того, насколько правильно вы «возьмете курс» на старте, будет зависеть дальнейшее развитие.

маркетинговый план

Финансовый план

Бизнес в строительстве имеет свои особенности, которые стоит учитывать при построении финансового плана. Как правило, стартовые вложения некоторое время будут «законсервированы», а оборотные активы не будут приносить доход во время незавершенных работ. Но только объект будет сдан, в руках бизнесмена оказывается приличная сумма денег. Но до этого момента позаботьтесь о выплате налогов и заработной платы сотрудникам.

Для того чтобы открыть строительную компанию среднего размера, которая предоставляет полный спектр строительных услуг, нужно осуществить следующие капиталовложения:

  1. приобретение спецтехники – 10 млн. руб.;
  2. покупка инструментов и оборудования – 10 млн. руб.;
  3. затраты на маркетинг, перевозки, оплату налогов – 250 тыс. руб.;
  4. аренда офиса, складских и производственных помещений – 300 тыс. руб.

Вышеперечисленные расходы можно минимизировать, если взять оборудование в аренду. Общий оборот зависит во многом от вложенных средств. Срок окупаемости строительной компании зависит от организационных моментов и уровня спроса, в среднем он составляет 2-3 года.

затраты на предприятие

Трудности открытия строительного бизнеса

Одна из основных проблем при открытии строительной фирмы – несоответствие желаний и финансовых возможностей. Не пытайтесь завоевать весь строительный рынок, готовьтесь к борьбе со своими конкурентами. Полученную прибыль реинвестируйте в развитие, мотивируйте набранный персонал к качественной работе. Не знаете, с чего начать работу предприятия? Выполняйте поставленные задачи пошагово, учитесь на ошибках, постоянно контролируйте работу подопечных.

Распространенная проблема – наем нечестных сотрудников. Даже если работник хороший специалист, он может вести нечестную игру – выносить стройматериалы, «шабашить» на стороне, обманывать вас. И это только малая часть. Добавьте ко всему этому финансовые махинации партнеров, покупку некачественных стройматериалов, рост цен на инвентарь и исходный материал.

Чтобы избежать всех неприятных моментов, будьте внимательны к выбору партнеров по бизнесу, найме кадров, поиску поставщиков. Строительный бизнес – сфера высокодоходная и рентабельная, главное – найти свою нишу и прочно укрепиться на ней.

Размещено: 21.07.2015