Что нужно для открытия собственной гостиницы с нуля?

Как выбрать формат будущего заведения. Какая необходима разрешительная документация. Персонал и обстановка помещения. Подсчет инвестиций.

Открыть отель – мечта многих предпринимателей, так как данная сфера перспективная и прибыльная. Поэтапное развитие области туризма увеличивает спрос на проживание в отелях. Единственной, но существенной преградой организации бизнеса является довольно высокий порог вхождения.

С другой же стороны, гостиничный бизнес приносит стабильный доход. Все капиталовложения практически не сопровождаются риском, так как ключевой актив – недвижимость. Независимо от месторасположения она дорожает на 4-8% ежегодно. К тому же, если правильно организовать все бизнес-процессы, окупить вложенные средства возможно в течении 5 лет. Так как развитие гостиничного бизнеса прямо пропорционально росту туристической отрасли, расчеты экспертов Всемирной Туристической Организации обнадеживают: 4% ежегодного пророста до 2020 года. Также специалисты утверждают, что крупные гостиничные комплексы начинают уступать мобильным мини-отелям, которые выигрывают в ценовой категории и предоставляют более широкий спектр услуг. А для того чтобы открыть небольшой частный отель, не нужны внушительные капиталовложения. На сегодня 60% гостиничного бизнеса принадлежит крупным сетям, 40% — доля малых предприятий.

Выбор формата

И так, с чего начать организацию бизнеса? Для начала нужно определиться с форматом заведения. Если вы не обладаете миллионными средствами и не имеете опыта в управлении гостиничного бизнеса, начинать рекомендуется с организации мини-отеля, которые условно разделяются на такие виды:

  • частная собственность квартирного типа (8-12 номеров);
  • мини-отели на 12-25 номеров;
  • полноценная гостиница с количеством номеров до 50, находится в отдельном здании.

Также организации данного типа принято разделять согласно уровню сервиса и ценовой категории:

  • бюджетный хостел;
  • эконом-класс;
  • бизнес-отель;
  • апарт-отель;
  • отель класса люкс.

свое дело

Выбор места

Конрад Хилтон, основатель крупной сети отелей однажды на вопрос «Что самое главное в организации вашего бизнеса?» сказал: «На первом месте стоит место, на втором – место, и на третьем – место». Поэтому от выбора месторасположения во многом зависит уровень доходности. Ключевые факторы выбора места:

  1. развитая инфраструктура;
  2. удобная транспортная развязка;
  3. безопасный район;
  4. деловая часть города или место, представляющее историческую ценность;
  5. наличие отдельного входа.

Оформление разрешительной документации

Гостиничный бизнес в России не требует оформление лицензии. Но если при отеле открыть столовую или бар, необходимо оформить разрешение на продажу алкогольных напитков. Сертификация других видов услуг в гостиничной сфере является добровольной.

Из разрешительной документации вам необходимо подготовить бумаги, что подтверждают права собственности или аренды на отель. Также основную деятельность необходимо согласовать с действующими инстанциями – санэпиднадзор, пожарная инспекция и др.

открытие отеля

Если же вы планируете открыть отель в жилом здании, нужно собрать документы, которые подтверждают, что ваша деятельность выполнена в соответствии всех санитарных, строительных и противопожарных правил.

Согласно данным неофициальной статистики, от 60 до 70% всех действующих в России мини-отелей до сих пор находясь в жилом фонде оформлены на физических лиц. Их юридическая деятельность заключается в заключении договоров с постояльцами и сдачей комнат в аренду. В таком случае называть себя «отелем» учреждение не может, а это может «отпугнуть» потенциальных клиентов.


Еще одна трудность в оформлении разрешительной документации – много пожарных и санитарных норм не менялось со времен перестройки и не учитывают нынешние рыночные условия. Даже грамотно оформленная заявка не перепланировку может быть отклонена администрацией только потому, что в одном жилом помещении не должно быть больше двух санузлов и ванных комнат.

Организация дополнительных услуг

С чего начать планирование организационных и финансовых аспектов? Большинство расходов сосредоточено на функционирование гостиницы. Это означает, что нужно сформировать спектр предоставляемых услуг постояльцам и разобраться с ценовой политикой. Так как все тратты нужно минимизировать, старайтесь не экономить на комфорте и удобствах своих гостей. Среди обязательных удобств любого отеля сегодня можно назвать бесплатный интернет и звонки по городу, завтраки в номер. Даже если вы не хотите открыть ресторан или кафе на территории отеля, организуйте бесплатные завтраки в номер. На первом этапе можно ограничиться бутербродами, омлетом, овощным салатом и травяным чаем. Главное – внимание. Гости должны чувствовать тепло и уважение, которые дарят хозяева отеля. Если постояльцам понравится пребывание в вашей гостинице, сработает сарафанное радио и тратить большие деньги на рекламу не будет необходимости. Управление гостиничным бизнесом можно доверить опытному менеджеру. Но если вы также будете участвовать в организационных моментах, дело будет развиваться быстрее.

помещение отеля

Набор кадров

Так как работа гостиницы круглосуточная, без дополнительного персонала не обойтись. Для функционирования  небольшого заведения на 10 номеров будет достаточно 5-6 работников. В мини-отелях один рабочий выполняет сразу несколько функций. К примеру, управление гостиничным бизнесом положено на плечи директора, который при необходимости может отвечать на телефонные звонки или встречать гостей. Администратор, кроме работы на ресепшене, может относить завтраки. Горничная может заниматься приготовлением еды. Другими словами, в небольших отелях весь персонал взаимозаменяемый.

Для того чтобы начать ведение успешного бизнеса, не стоит экономить на чистоте. Даже для небольшого отеля понадобиться минимум 3 горничные. Для ведения финансовой отчетности необязательно оплачивать услуги постоянного бухгалтера. В конце квартала подобные организации пользуются услугами аутсорсинга (привлечение временных специалистов для выполнения конкретно поставленного задания).

Финансовые расчеты

Бытует мнение, что гостиничный бизнес требует больших затрат, а срок их окупаемости варьируются в пределах 15 лет. Но на самом деле такое мнение не совсем верное. Если арендовать здание и правильно организовать все процессы, можно окупить все за 3-4 года. Даже не добившись такого успеха, большинство предприятий данного типа на территории отечественного пространства окупаются за 6-9 лет.

Если вы не знаете, с чего начать составление бизнес-плана гостиницы, закладывайте затраты на функционирование заведения, что составят от 30% общего дохода. Такие расходы включают оплату коммунальных платежей, заработную плату персонала, проведение ремонтных работ, покупка расходного материала, продуктов питания и др.

затраты на бизнес

Открыть мини-отель на 10-12 номеров в регионах будет стоить около 10-15 миллионов рублей. Переделать коммунальное здание или объединить несколько жилых квартир в Санкт-Петербурге или Москве обойдется в 40-60 миллионов рублей. Если вы собираетесь купить земельный участок и возвести новое здание, рассчитывайте на сумму от 200 миллионов рублей. В таком случае расходы распределятся следующим образом:

  • 50% — покупка или строительство здания;
  • 20% — перепланировка, оформление разрешительной документации;
  • 20% — ремонтные работы, проведение коммуникаций, покупка необходимого оборудования и мебели;
  • 10% — постоянные расходы (оплата заработной платы, маркетинг, покупка расходного материала).

Гостиничный бизнес очень прибыльный. Если вы решили работать в этой области, тщательно изучите рынок туристических услуг и особенности местной инфраструктуры.

Размещено: 09.04.2015