Как открыть собственную аптеку: все нюансы ведения данного бизнеса

Разрешительная документация, оформление правовой формы предприятия. Выбор места аптеки, закупка лекарств и подсчет всех затрат.

Аптечный бизнес, как и продуктовые магазины, во все времена пользовался стабильным спросом. Причем в досоветское время он относился к семейному бизнесу. Сегодня же далеко не каждая семья может позволить себе открыть аптечную лавку. Причины – высокий порог вхождения, большая конкуренция со стороны сети фармацевтических компаний, строгие административные барьеры. Но если вы имеете несколько десятков тысяч долларов, открытие аптеки не кажется таким уж непреодолимым. Рассмотрим основные аспекты организации бизнеса. С чего начать подготовительный этап?

Приоритеты развития

На стартовом этапе вы должны определить масштабы реализуемого проекта: хотите вы небольшой аптечный киоск, стандартную аптеку или же заведение в виде мини-маркета с расширением сети и открытием новых точек.


Также определитесь с целевой аудиторией, местом расположения, методом ведения торговли и сервисом, который готовы предложить. Вышеперечисленные аспекты во многом зависят от уровня инвестиций, которые вы готовы вложить в бизнес. Все решения должны быть оперативными, так как фармацевтическая сфера на сегодня практически заполнена, и выгодные места могут быть заняты конкурентами.

Выбор месторасположения

Выгодная продажа медикаментов возможна только при правильном месте расположения. Так как количество аптек в большинстве населенных пунктов в буквальном смысле зашкаливает, вряд ли многие будут мчаться на другой конец города именно в вашу аптеку. Поэтому основная задача – выбрать место с большой проходимостью людей. Это может быть маршрутные остановки, станции метро, рынок, торговые и развлекательные центры, жилые массивы и др.

Эксперты фармацевтического бизнеса распределяют ключевые факторы успеха следующим образом:

  • 50% зависит от дислокации аптеки;
  • З0% — от профессионализма персонала;
  • 10% — от действий конкурирующих заведений;
  • 10% — от других факторов (ценообразование, маркетинговые мероприятия, система скидок, предоставление дисконта и др.).

свой бизнес

Подготовка помещения

На стартовом этапе для минимизации капиталовложений можно арендовать необходимое помещение. По стандартам, к нему выдвигаются следующие требования:

  • общая площадь – от 75 м², из которой:
  • 60 м² занимает торговая площадь, место для принятия товара, склад;
  • 13 м² — комната администрации, где находится кабинет бухгалтера и руководителя, раздевалка или шкаф, место для хранения документации;
  • 2 м² — место для уборочного инвентаря;
  • необходимые коммуникации – центральное электро- и водоснабжение, локальное очистное сооружение, вытяжная вентиляция;
  • места для хранения медикаментов должны иметь приборы для регулирования температурного режима, уровня влажности;
  • наличие охранной и противопожарной сигнализации;
  • продажа медикаментов должна вестись с помещения, что объединено в один блок и изолированно от других учреждений.

Для ремонта помещения выбирайте стройматериалы, что позволяют влажную уборку с добавлением дезинфицирующих веществ. Из напольного покрытия предпочтение отдавайте линолеуму или керамической плитке.

Оформление документации

С чего начать стартовый этап? Деятельность любого предприятия невозможна без оформления разрешительной документации. Для этого вы должны зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или же оформить общество с ограниченной ответственностью. Для регистрации ИП собственник должен иметь образование фармацевта, для открытия ООО наличие специализированного образования необязательно.

помещение аптеки


Закупка медикаментов и выбор ассортимента

Выбор надежных поставщиков – это всегда выгодная продажа. Закупку можно производить в несколько компаний. Чем больше продукции вы закажете, тем на большую скидку сможете рассчитывать. Если объединиться с другими аптеками и заказывать товар большими партиями, можно сэкономить значительную сумму.

Кроме медикаментов в заведениях такого типа востребованы гигиенические и косметологические средства, детское питание, биологические добавки, бандажи, товары для детей – посуда, пустышки, прорезыватели для зубов и многое другое. Такие товары расширят круг покупателей. На сегодня государство строго регламентирует уровень надбавок на медикаментозные препараты, причем на дополнительную продукцию вы можете поставить большую наценку.

Способ ведения учета

Аптечный бизнес, как и любой вид деятельности, должен сопровождаться точным и четким ведением бухгалтерской и налоговой отчетности. Поэтому внимательно выбирайте систему для учета товаров и анализа продаж. Вы можете приобрести такие программы у профессиональных компаниях, что предоставляют качественное системное обеспечение или же изготовить программу на заказ. Не стоит недооценивать роль программного обеспечения, так как оно поможет оптимизировать весь рабочий процесс:

  • оформление заказов для производителей;
  • возможность контролировать количество товара на складе;
  • возможность анализировать уровень продаж;
  • возможность следить за сроком годности медицинских препаратов на складе.

закупка лекарств

Подбор персонала

Выгодная продажа не может быть осуществлена без квалифицированного персонала. Очень тщательно подбирайте своих работников, так как они лицо компании. Наличие хорошего образования и базовые знания – не единственный критерий. Очень важно, чтобы фармацевт умел общаться с потенциальными покупателями, смог посоветовать им необходимые препараты и входить в их доверие. Также имеет значение внешний вид работника.

Для того чтобы справится с большим уровнем конкуренции, нужно предоставлять своим клиентам не только качественную продукцию по приемлемым ценам, но и отменный сервис. Вкладывайте средства в свой персонал, развивайте его. Для этого проводите специальные тренинги, ориентированы на повышение продаж, по мерчендайзингу и умению общаться с людьми.

Маркетинговые мероприятия

Несмотря на то, что при открытии аптеки стабильная продажа вам практически гарантирована (при соблюдении вышеперечисленных критериев), не стоит пренебрегать рекламой. Это может быть раздача визиток в районе расположения аптеки, печать в местных СМИ и информация в интернете. В сети можно не только указать сведения об открытии новой аптеки, но и добавить каталог предоставляемой продукции на собственном сайте. Также вы можете добавить возможность заказывать препараты онлайн.

Финансовые аспекты организации бизнеса

Как уже говорилось, аптечный бизнес имеет высокий порог вхождения. Для открытия классической аптеки примерные затраты распределятся следующим образом:

  • аренда помещения – от 1000 дол./месс.;
  • проведение ремонтных работ – от 10000 дол.;
  • приобретение торгового и кассового оснащения – от 12000 дол.;
  • программное обеспечение – 1500 дол.;
  • оформление документации – 800 дол.;
  • взнос за медикаменты и др. продукцию – 30000 дол.;
  • проведение маркетинговых мероприятий, оформление вывески – 2000 дол.;
  • дополнительные затраты – 3000 дол.

затраты на бизнес

Для открытия небольшой аптеки вам понадобится от 60 тыс. дол. Такая сумма зависит от месторасположения, размера организации, закупочных цен, ассортиментного ряда и др.

Срок окупаемости данного проекта варьируется в пределах 3-5 лет. Ежемесячный доход в среднестатистической аптеке составляет от 50 до 300 тысяч рублей.

Несмотря на значительные капиталовложения, аптечный бизнес очень выгодный. Продажа медикаментов не зависит от сезонности, продолжает давать доход в момент экономического спада и кризисных явлений.

Размещено: 03.04.2015